Основы рисования портрета карадашом
Многие ученики, которые начинают посещать занятия по рисунку, считают, что обучение можно начинать сразу с изображения человека. К сожалению, это большая ошибка, так как человек является одним из самых сложных объектов для изображения. Чтобы хорошо изобразить человека надо знать основы анатомии, академического штриха, пластической анатомии.
Без длительного обучения не мы не сможем научить Вас рисовать сложные и качественные портреты, но основы рисования портрета помогут Вам не допускать ошибок.
Пропорции лица
Анфас
Анфас — положение лица, при котором человек смотрит прямо на нас. Лицо имеет нестандартную форму, это не просто овал. Оно является сплюснутой сферой, а на рисунке изображается как перевернутое вниз яйцо. Мы сразу можем задать основные оси — две перпендикулярные линии, которые делят лицо на 4 части. Рассмотрим какие шаги необходимо предпринять дальше, чтобы нарисовать лицо:
- Середины горизонтальных отрезков поделите пополам — мы получили местоположение глаз.
- Нижнюю часть вертикальной линии делим на пять равных отрезка — 2 отрезка сверху — это нос, рот находится на втором отрезке снизу.
- Верхнюю часть вертикальной прямой разделите на 7 отрезков. На 2 или 3 отметке будет находится линия роста волос. Уши будут находится между верхним веком и концом носа.
Также есть классические пропорции, которые подходят для идеального лица, но используя их стоит помнить, что каждый человек индивидуален и могут быть расхождения. Ширина лица является шириной пяти глаз, а между двумя глазами можно поместить еще один глаз.
Профиль
Профиль — изображение лица, когда человек смотрит в сторону. Возвращаемся к нашему яйцу.
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп. Разделяем лицо перпендикулярными линиями.
- Ухо человека всегда будет упирать в вертикальную линию. Местоположение не меняется.
- Ширина черепа индивидуальна и требует отдельных измерений.
- Остальные черта располагаются по принципу как на лице в анфас.
- Начало носа находится или на уровне горизонтальной линии или немного выше.
- Самая выпуклая часть кроме носа — линия бровей.
Основы рисования портрета — особенности глаз
Глаз имеет форму шара, поэтому нам необходимо всегда обозначать их именно так и помнить об этом во время штриховки. При этом сама форма может быть разной, но чаще всего напоминает миндалину. Несмотря на то, что все глаза разные, есть ряд правил, которые объединяют их:
- Внешний угол глаза может располагаться выше или быть на одной уровне с внешним. Но никогда наоборот.
- Округлость в миндалеобразной форме глаза всегда будет ближе к внутреннему уголку глаза.
- Если форма глаза вытянутая, то округлость будет ближе к внешнему уголку глаза.
Части глаз
В изображении глаз стоит помнить, что:
- Радужная оболочка должна быть частично перекрыта внешним веком и при этом в положении анфас и прямом взгляде не касаться нижнего века.
- Изображая ресницы, мы должна вести линии от глаза кнаружи, чтобы было понятно направление роста ресниц.
- Не всегда следует детализировать глаз максимально, иногда упрощение поможет достичь лучшего результат.
- В развороте анфас также нарисуйте радужную оболочку. И хотя в реальности этой оболочки практически не видно, на рисунке чистый белок будет выглядеть не очень привлекательно.
Форма бровей весьма индивидуальна и влияет на характер и эмоции человека на портрете. Единственное правило, которого нужно придерживаться — самая широкая часть находится во внутренней части, узкая часть — на внешней.
Основы рисования портрета — особенности носа
Нос человека имеет клиновидную форму. Лучше научится отрисовывать сначала её, чтобы не запутаться в построении носа на портрете. В зависимости от положения лица в пространстве может меняться ракурс носа, но при этом остается важным соблюдения основных правил построения и деталей — спинки носа, боковых сторон, ноздрей и перегородки между ними.
Не всегда детально прорабатывайте нос, иногда достаточно верно передать форму носа несколькими штрихами, чтобы добиться сходства и остановиться на этом. Рисуя человека анфас, остановиться на проработке нижней части, в повороте ¾ — на линии спинка носа.
Основы рисования портрета — особенности губ
Губы — важнейшая часть лица человека.
- Существует много разных форм губ. Вы сразу можете задать её форму с помощью линии смыкания — самой длинной линии губ. Она представляет собой не просто прямую, а логическую линию, которая задает сразу все особенности губ.
- Верхняя губа может иметь выраженные уголки, или быть практически прямой, зачастую эта линия ярко-выраженная.
- Нижняя губа — мягкая дуга. Допускается вариация от мягкого овала до практически прямой линии.
- Верхняя губа стандартно меньше нижней, она также меньше выпирает, поэтому на рисунке всегда будет темнее.
- На кончиках губ верхняя губа будет немного длиннее и больше выступать.
Основы рисования портрета — уши
Ухо имеет С-образную форму. Ушная раковина состоит из U-образной перевернутой дуги. Описать точно, как выглядит ухо, практически невозможно, ведь это очень индивидуальная часть человека.
При изображении человека в анфас уши изображены в профиль. Больше всего будет выделяться мочка уха, толщина уха зависит от того, насколько плотно уши прижаты к голове. Если мы рисуем портрет сзади, то нам стоит изобразить достаточно крупную воронку с помощь которой ухо прикреплено к голове.
Ракурс
При рисовании портрета стоит помнить, что на изображение человека влияют даже незначительные изменения в положении головы — изменения в повороте или наклоне головы. Меняется не только форма лица, но и глаза, губы, нос, брови, иначе выглядят скулы и щеки.
Разберем несколько нестандартных поворотов головы, которые являются более сложными, нежели анфас и профиль.
Взгляд вниз
При этом человек не только будет смотреть вниз, но и изменит наклон головы.
- Все части лица будут закругляться по направлению вверх, это правильно также влияет на уши.
- Происходит смещение кончика носа к линии губ.
- Брови становятся более прямыми.
- В изображении глаз основным становится верхнее веко.
- Становится практически невидимой верхняя губа, основной акцент — нижняя губа.
Взгляд вверх
- Меняется направление скругления частей лица — вниз.
- Полностью видна верхняя губа, что делает рот более пухлым.
- Брови становятся более округлыми, это правило влияет и на глаза.
- Мы начинаем видеть нижнюю часть носа, здесь помним о правиле, что не всегда стоит всё детально прорисовывать.
Поворот боком
При таком ракурсе скрываются практически все части лица:
- при практически полном повороте мы видим только выступ брови и скулы, возможно ресницы.
- при повороте человека на нас могут появляться кончик носа и выступ нижнего века.
- при повороте почти в анфас становятся видны почти все части лица, шея сливается с линией подбородка. При этом все еще выделяется щека, которую не видно в профиль.