Как нарисовать натюрморт карандашом
Каждый художник должен знать, как нарисовать натюрморт карандашом, ведь это – один из его базовых навыков. Может показаться, что копировать с натуры на бумагу – проще простого, однако суть натюрморта несколько сложнее. Это целая система последовательных действий: от выбора и размещения тел до создания объёма на итоговом изображении.
Рисование натюрморта карандашом – база художника, то, с чего начинается любое обучение в школе или студии. В процессе выполнения этой работы развиваются навыки построения композиции, создания объёма посредством штриховки, а также запоминаются законы перспективы – всё то, что необходимо для абсолютно любого рисунка.
Натюрморт. Расположение предметов
Любой натюрморт начинается с правильной расстановки предметов. Это тоже целый навык. Обычно в школах этот шаг выполняют сами преподаватели, но важно понимать, как сделать это и самостоятельно.
Первое, о чём стоит помнить, – все объекты натюрморта должны соответствовать выбранной тематике или же укладываться в единую идею. Второе – в композиции нужно учесть три базиса: формат, (а)симметричность и схема расположения.
- Формат может быть горизонтальный, вертикальный и квадратный. Наиболее популярным из них является горизонтальный, потому что он позволяет использовать большее количество тел. Для дополнительного объёма при этом на задний план обычно добавляют драпировку. Вертикальный формат подходит для создания эффекта роста, в него хорошо вписываются, например, высокие вазы. Квадратный формат выбирают, чтобы акцентировать внимание на центре композиции.
- После выбора формата важно грамотно разместить предметы внутри него. Для этого существует несколько схем: треугольник, круг и диагональ. Первая схема предполагает, что самый высокий объект композиции размещается в вершине условного треугольника, мелкие же предметы – в основании. Схема в виде круга идеально подходит под квадратный формат. В этом случае центральный объект отсутствует. Диагональная схема расположения позволяет создать эффект дисбаланса за счёт наклонных линий. А ещё появляется возможность сделать акцент на незаполненной части рисунка.
- Что касается симметрии: благодаря ей создаётся эффект стабильности, асимметрия же, наоборот, добавляет динамики. При свободном размещении объектов появляется дополнительное ощущение пространства.
Не менее важно при продумывании натюрморта правильно подобрать сами объекты. В этом помогут несколько правил:
- Важно не перегружать рисунок, поэтому следует использовать не больше трёх размеров;
- Предметы нельзя располагать чересчур близко и на одной линии;
- Если перегородить один объект другим, вся композиция приобретёт эффект глубины.
Следующий фактор, который необходимо учитывать – свет. Именно расставляет акценты на конкретныхчастях. Другими словами, при дневном свете появляются мягкие переходы, а верхнее боковое освещение формирует контрастную светотень на объектах переднего плана. Кроме того, им же можно отметить композиционный центр и предметы второго плана. Боковое освещение в целом делает фигуры выразительнее.
Как правильно нарисовать натюрморт. Начальный этап
Завершив подготовку самого натюрморта, можно приступать к его воплощению на бумаге. Во-первых, нужно правильно расположить фигуры на листе: намечаем линию горизонта и лёгкими линиями рисуем общие контуры. Важно: предметы не должны примыкать к краям листа, то есть, рисунок необходимо заполнить равномерно. Сверху при этом нужно оставлять чуть больше свободного места, чтобы появлялось ощущение, что объекты стоят на плоскости.
Во-вторых, следует обозначить центр композиции на листе. Он послужит ещё одним ориентиром для грамотного размещения предметов на рисунке. Помните, что положение предметов напрямую зависит от угла обзора.
Следующая задача – обозначить контуры лёгкими линиями. Правильно передать размеры всех составляющих натюрморта поможет простой метод измерения карандашом. Далее вспомогательными линиями уточняем пропорции. Изображать предметы нужно полностью, прорисовывая даже невидимые линии.
Ещё один навык, который точно пригодится в процессе – способность видеть геометрические фигуры, потому что из них состоит каждый предмет. То есть, в основании кувшина лежит эллипс, яблоко – это шар и так во всём. Зная и применяя это, можно передать объём тел и пропорции в любом рисунке.
Когда проверка успешно пройдена, можно приступать к прорисовке контуров. Здесь пригодятся знания законов воздушной перспективы: согласно им, передний план должен быть более ярким. Поэтому делаем акцент карандашом на предметах, расположенных ближе к нам. Только после этого можно убрать все вспомогательные линии и невидимые контуры.
Создаем объём натюрморта
Следующая задача: превратить нарисованный натюрморт из плоского в объёмный. На основе знания принципов светотени, начинаем штриховать.
Чтобы правильно оформить тень, следует штриховать многократно, ровно, а не хаотично, и плотно, но не сливая при этом линии в сплошное пятно.
Главное – на каждой стадии работы сверяться с оригиналом, не бояться подходить к композиции, чтобы рассмотреть её особенности текстур и форм. Соотносить нужно как отдельные части между собой, так и части с целым. Чем чаще подобные самопроверки, тем лучше, ведь исправить ошибки сразу гораздо проще.