Рисуем цилиндр карандашом
Начинающим художникам необходимо усвоение академического рисунка. Невозможен переход сразу к сложным предметам и фигурам, так как именно база академического рисунка закладывает основные знания, которые применяются в дальнейшем при работе над любым изображением. Освоение академического рисунка начинается с изучения построения геометрических тел, которое является базой для рисования.
Стоит помнить, что все объекты представляют собой сочетание простых геометрических тел. Поэтому необходимо уметь правильно передавать эти фигуры на бумаге, правильно компоновать их, применяя законы перспективы для изображения предмета объемным. Каждый начинающий художник должен уметь качественно выполнять линейно-конструктивный рисунок, уметь правильно штриховать предмет и знать законы светотени.
Основной фигурой вместе с кубом и шаром является цилиндр. Поэтому мы сегодня рисуем цилиндр.
Рисуем цилиндр — необходимые материалы
Для работы Вам понадобятся следующие материалы:
- простые карандаши разной твердости;
- ластик;
- плотная бумага.
Напоминаем, что любые построения мы всегда начинаем твердыми карандашами. Такие карандаши позволят выполнить построение точно, так как рисует тонкие линии, при этом такие карандаши не создают грязи в процессе работы и легче стираются. Уделите внимание бумаге. Плотность бумаги должна быть высокой, бумага должна быть гладкой. Мы советуем нашим ученикам работать на бумаге для черчения.
Ластик следует подбирать мягкий, без вкраплений в текстуру. Также в дальнейшем может возникнуть необходимость использования клячки с целью облегчения тона, но мы советуем использовать её уже на итоговых этапах работы, так как это может помешать дальнейшему наслоению штриха.
Рисуем цилиндр карандашом — пропорции
При выполнении академического рисунка мы не используем линейку, весь процесс рисования направлен на то, чтобы развивался глазомер. На начальных этапах работы Вы можете использовать Ваш карандаш в качестве измерительного предмета. Для этого карандаш следует держать на вытянутой руке. Кончик карандаша — верхняя точка, на нижней точке предмета следует зажать карандаш пальцем. Далее Вы вкладываете высоту в ширину цилиндра. Таким образом Вы можете понять соотношения сторон и проверить свое построение.
Первый этап рисунка цилиндра — построение основы
Построение цилиндра достаточно простое. Самый сложный этап — изображение раскрытия эллипсов, которые являются основой цилиндра.
Но для начала нам следует обозначить центральную ось, которая в дальнейшем будет служить основой для построение. Всегда помним о композиции. Уже на этапе построение оси компонуем цилиндр на листе. Рисуем три перпендикулярных линии. Сразу закладываем высоту цилиндра. Верхняя и линия линия будут служить нам ориентирами для верхней и нижней плоскости.
Пропорционально измеряем ширину цилиндра и рисуем параллельные друг-другу и оси прямые. Эти прямые будут являться гранями цилиндра, задавать его ширину. С помощью такого построения мы сразу обозначили пропорции предмета и следуя им, уже не допустим ошибок.
Второй этап рисунка цилиндра — построение эллипсов
Переходим к наиболее сложному и важному этапу рисунка — построение эллипсов. Эллипсы являются основанием цилиндра. На первых этапах проще всего изображать их двумя полудугами, которые соединяются между собой.
Второй способ — это вписывание окружности в квадрат. Для этого Вам необходимо построить квадраты в соответствии с пропорциональными искажениями. Центральная ось должна быть центром эллипсов и при этом оставаться перпендикулярной им.
При изображении эллипсов, Вам следует усвоить такое понятие, как раскрытие. Правило — чем дальше эллипс от линии горизонта, тем более он раскрыт (более круглый), чем ближе к линии горизонта, тем он уже. Уделите внимание вращению эллипсов. Возможно, изначально они будут получаться кривыми и волнистыми, только постоянная практика поможет Вам достичь идеальных форм.
Грани
Теперь ослабляем уже нарисованные линии, но не слишком сильно. Прежде всего, отделяем друг от друга передний и задний планы цилиндра. Для этого нужно потолще прорисовать линии всех видимых элементов. При этом самые толстые линии будут только на нижних и верхних дугах. Заднюю линию эллипса (видимую) тоже нужно выделить, но не настолько жирно. Главное – чтобы она осталась чёткой.
Так, нарисованные линии можно разделить на три группы: толстые – на переднем плане, на заднем – тонкие, и практически незаметные вспомогательные линии.
Окружности основания цилиндра прорисовываются насквозь – невидимые линии (которые должны быть внутри) исчезнут на этапе штриховки. Благодаря этому можно увидеть различия между верхним и нижним основаниями.
Штриховка
После того, как разобрались с линиями, берём мягкий карандаш и приступаем к тонированию изображения, и так постепенно создаётся объём. Начать стоит с техники диагональной штриховки, и с самых тёмных участков.
Чтобы грамотно выполнить штриховку и правильно создать объём у фигуры, нужно знать элементы светотени, из которых состоит изображение: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
- Блик – самый светлый участок, его штриховать не нужно;
- Свет – штриховка очень слабая, едва заметная;
- Полутень – в этом цилиндре будет основным тоном;
- Тень – предполагает самую тёмную и плотную штриховку;
- Рефлекс – располагается у края предмета, этот тон примерно такой же, как и полутень.
То есть, свет от блика распределяется по поверхности, постепенно переходя в полутень. А за счёт цилиндрической формы начинающему художнику гораздо проще понять логику и последовательность распределения тонов светотени. Самое сложное – штриховка должна быть такой, чтобы переходы между участками светотени были плавными, даже незаметными.
Свет в целом и создаёт форму геометрического объекта, поэтому от добросовестности и правильности работы напрямую зависит итоговое изображение. Этот этап работы требует сосредоточенности и аккуратности: штриховка должна быть равномерной, поэтому важно периодически следить за соблюдением пропорций и корректной градацией тонов.
Для итогового восприятия рисунка и формирования объёмного пространства не менее важен и фон. Его штриховать не нужно.
После завершения этапа штриховки стоит проверить свою работу на предмет ошибок. Для этого следует отойти на некоторое расстояние от мольберта (на пару метров) – главное, чтобы рисунок был чётко виден. Правило простое: чем больше рисунок, тем дальше нужно отойти. При такой смене ракурса обнаружатся все допущенные ошибки, как в построении, так и в штриховке. То же самое следует повторить после корректировки работы.
Развитие навыков
Это – простейший вариант расположения геометрической фигуры на плоскости, идеально подходящий для новичков. Как только он покажется лёгким, можно будет усложнять задачу: рисовать цилиндр в пространстве, а также в горизонтальном или наклонном положениях.