10 основных принципов построения света и тени
Когда мы смотрим на рисунок, за его реалистичность отвечают сразу несколько факторов — верность построения, перспективные сокращения и свето-теневые отношения. Благодаря последнему пункту рисунок или набросок простым карандашом становится реальным и объемным, ведь именно свет и тень определяют то, каким мы воспринимаем предмет.
С основ светотени начинается изучение академического рисунка. В данное понятие также включают еще одно — валер.
Валер — оттенок тона, который определяет различие света и тени одного цвета. Чем лучше ученик видит эти различия, тем более реалистично и качественно выглядит изображение.
Сегодня мы рассмотрим с Вами 10 основных принципов построения света и тени в рисунке, которые помогут вам осуществлять работу над учебными и творческими картинами.
Проанализируйте свет и тень
Для того, чтобы правильно изображать световые и теневые места, нужно явно понимать, какие участки к какому световому семейству относится.
Световые места можно определить следующим образом. Встаньте рядом с источником света и увидите каких участков свет касается. Всё это будет будет светом на рисунке.
Все остальные участки, которые скрыты от освещения (даже с учетом отраженного света), будут относится к семейству тени.
Используйте шкалу значений
Шкалу значений Вы можете сделать самостоятельно. Такое задание выполняют ученики на первых занятиях по академическому рисунку. Нарисуйте прямоугольник и разделите его на 7-9 участков. Далее выполняйте набор тона от самого темного к самому светлому оттенку. Такое упражнение дает понимание того, каким образом необходимо набирать тон, а также является шкалой значений для тона.
Относительные значения
Наше зрение часто нас обманывает. Особенно это касается восприятия света. В частности, особенно интересно то, как мы воспринимаем яркость предмета в зависимости от того, в каком окружении он находится.
На приведенной картинке Вы можете видеть 2 совершенно одинаковых квадрата, которые находятся на разном фоне. Иллюзия состоит в том, что на белом квадрат кажется темнее.
Понимайте освещение
На предмете мы видим не только свет и тень, существует еще много промежуточных вариантов. Давайте разберем эти тонкие моменты:
- Полутон — свет изменяется по мере отдаления от источника света.
- Собственная тень — участок, который не освещен на предмете основным источником света и который не освящен отраженным светом.
- Полутень — участок, который находится вокруг падающей тени.
- Окклюзия — тень, которая образуется в том участке, где два предмета сближаются.
- Отраженный свет — свет, который отражается от плоскости и падает на участок, который находится в тени.
- Блик — самый светлый участок предмета.
- Основной свет — место, которое напрямую освещено.
Помните об отраженном свете
Иногда кажется невероятным, что в теневом участке появляется свет. Это связано с тем, что существует понятие отраженного света. Его интенсивность зависит от того насколько светлый предмет отражает свет и близость предмета, который отражает свет.
Чем ближе и светлее предмет, который отражает свет, тем более ярким будет отраженный свет.
Умейте анализировать свои ошибки
Смотрите на своё изображение и анализируйте его. Таким образом Вы сможете увидеть ошибки, которые могли бы допустить. Среди самых распространенных ошибок:
- слабое отражение света, которое приводит к путанице между полутоном и отраженным светом. Зритель теряется в изображении и не может осознать предмет целостно.
- светлые полутона слишком темные — это приводит к тому, что светлый предмет может казаться грязным или неровным.
- темные полутона слишком светлые — происходят искажения в форме.
Используйте шкалу значений на вашем предмете
Если Вы понимаете, что в рисунке допущены ошибки, но не можете понять какие именно, нарисуйте быструю тоновую рассадку. Такое изображение является черновым и не требует сложного построения. Разбейте свое изображение на три-четыре основных тона и сверьте с тем, что получилось у Вас на чистовом изображении.
Тренируйтесь
Еще один из основных принципов построения света и тени в рисунке- постоянная тренировка. Недостаточно научиться рисовать предметы только под одним комнатным освещением. В зависимости от того, каким будет источник света, какого формата он будет (теплый или холодный свет), его интенсивности и местоположения, будет меняться освещение предмета на рисунке. Экспериментируйте с одним предметом и разным светом, чтобы закрепить знания.
Работайте с ограниченным диапазоном
Диапазон между светлым и темным безграничный. Но не всегда можно передать эту разницу правильно, особенно в самом начале обучения, когда умение набора тона недостаточно развито. Поэтому пробуйте работать с ограниченным диапазоном, сократите степень контрастности между самыми светлыми и самыми темными оттенками.
Работайте с образцом
Для того, чтобы понимать, как распределяется свет на Вашей постановке, Вы можете подготовить маленькую зарисовку простого предмета, на примере которого можно разобрать распределение света и в дальнейшем использовать это как подсказку.