Колористика и основы цветоведения
Начиная в детстве изучать цвета, мы рассматриваем базовые стандартные оттенки: трава зеленая, небо — голубое, яблоко — красное. И только взрослея и анализируя окружающий мир мы начинаем замечать всё больше оттенков и тонов стандартных цветов и использовать их в своих творческих работах и картинах. Сочетание цветов — важнейший аспект в живописи, то, что воздействует на восприятие, комбинации цветов могут рассказать целый сюжет. Для того, чтобы понять, как работают цвета рассмотрим колористику и основы цветоведения.
Как изучали цвета? История
история изучения цвета начинается не с живописцев, а с ученой мысли. Первым крупным исследованием в понимании природе цвета стало учение Исаака Ньютона, который вывел спектр солнечного света (или излучения) из семи цветов. Изучение этих спектров повлияло в дальнейшем не только на физические и природные науки, но и на философию.
Философская мысль Иоганна Гёте о цветоведение произвела революцию в понимании цветов. Он считал, что в борьбе между светом и тьмой, победителями вышли три первичных хроматических цвета — синий, красный и желтый, все дальнейшие цвета получились в результате смешения этих базовых оттенков. Зеленый, оранжевый и фиолетовый — вторичные цвета, которые получились в результате смешения хроматических цветов.
В 20 веке случился важнейший прорыв в колористика. Основы цветоведения расширил художник из Швейцарии Йоханнес Иттен. Именно он разработал современную схему цветоведения. Обобщив знания и навыки остальных художников, он создал удобную схему, которая позволяет подобрать оптимальную палитру цветов, которые сочетаются между собой. Цветовой круг Иттена представляет собой круг, в центре которого находятся три основные цвета, их опоясывает тройка вторичных цветов, самыми внешними цветами являются производные от предыдущих оттенков.
Систему Иттена возможно расширить, если добавить в нее черный и белый. Эти два цвета могут быть дополнительно смешаны с 12 производными цветами. Большинство цветов круга мы видим в стандартных наборах красок — синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый и фиолетовый, черный и белый, а также различные варианты этих цветов в теплых и холодных оттенках.
Практически любой оттенок возможно получить с помощью смешения цветов. На занятиях “Колористика и Основы цветоведения” в нашей студии мы создаем цветовой круг и выкраску со смешением всех цветов, чтобы понять максимальные возможности смешивания своих красок.
Колористика и живопись
Подбор цвета в живописи никогда не бывает случайным. Рассматривая зарождения живописи, мы можем говорить о том, что ограниченность цветов вызвана тем, каким образом производились пигменты в ту пору. Пигменты добывались вручную из природных материалов, об искусственном смешивании цветов речи тогда и не шло. При этом не стоит делать упор только на практическую сторону в ограничении цветовой палитры.В эпоху Средневековья использовали золотые, красные и синие. Случайные цвета в произведениях этой эпохи представить невозможно.
С изменением эпохи искусство меняется, преображается во время Возрождения и цветовая палитра художников. Стремясь изобразить мир реалистично и досконально, художники при этом не забывали уделять внимание гармоническим сочетаниям цветов. Поэтому рассматривая реалистичные картины художников периода Возрождения, не возникает сомнений в том, что они знали, что такое колористика и основы цветоведения.
В 20 веке снимаются любые ограничения, что приводит к тому, что искусство и цвет в живописи приобретает новое смысловое содержание. Достижения науки позволили расширить цветовую палитру до невиданных границ, поэтому потребовался новый взгляд на теорию цвета. Цветовые эксперименты импрессионистов показывают, что возможно сочетать любые краски, чтобы поймать ощущения света. При этом появляется монохромные работы Казимира Малевича.
Художники отходят от гармоничных сочетаний, смотрят в сторону контрастных и нестандартных сочетаний, тем самым передавая новую волну в понимании живописи и жизни.