Основы перспективы в рисунке
Существуют основные темы, которые обязательны к изучению вне зависимости от того, каким видом живописи или рисунка Вы занимаетесь. Залог любого реалистичного и правильного изображения — перспектива, композиция и пропорции. Сегодня мы рассмотрим самый первый аспект — основы перспективы. Для этого Вам понадобится любая бумага и комфортный по жесткости для Вас карандаш, а еще время и концентрация внимания, ведь основы перспективы — один из самых сложных предметов в академическом рисунке.
База знаний о перспективе в рисунке
Для начала работы, нам надо определиться с понятийным рядом. Перспектива — это принцип изображения реальных предметов и окружения с искажением пропорций с целью передачи их положения в пространстве. Академический рисунок начинается с понятий о перспективе, ведь именно она делает изображение пространственным и реалистичным.
Изображая реальный предмет, мы должны понимать, что основная сложность — изобразить объемный предмет на плоскости. Именно перспектива позволяет передать объемность в том виде, как её воспринимает художник.
Как работает перспектива?
Чтобы объяснить перспективу, зачастую используют образ дороги. Прогуливаясь по парку мы видим, как тропинка перед нами уменьшается в размере, её боковые линии сходятся в единую точку, также уменьшаются деревья и лавочки. Но если двигаться вдоль тропинки, то предметы будут становится в реальный размер, а сама дорожка будет такой же широкой. Такой же эффект мы видим на железной дороги, когда рельсы сходятся, или на обычной дороге. Это и есть проявление перспективы. Именно такие искажения позволяют нам визуализировать глубину картины.
Процесс работы над основами перспективы должен быть точным. На протяжении всего времени рисунка, ученик не должен менять своего положения, чтобы оставаться постоянным относительно точки схода, которую он определяет на линии горизонта. При смене положения, меняется и вся композиция работы.
Какие виды перспективы бывают?
Говоря об основах перспективы, нам надо разобраться, какие виды перспектив существуют.
Обратная перспектива — вид перспективы, при которых относительные формы не соотносятся с проекцией перспективы. Характерна для живописи и иконописи. Если Вы наблюдаете на картине увеличение фигур по мере их отдаление, то художник использовал обратную перспективу.
Прямая линейная перспектива — вид перспективы, при которой все удаляющиеся линии имеют единую точку схода на линии горизонта.Данный вид перспективы начал развиваться в эпоху Возрождения. С ней начали работать такие известные творцы как Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Филиппо Бурнеллески и др.
Именно в это время в сферу творчества проникает желание сделать изображение более реалистичным и достоверным, проявляется монументальность. Линейную перспективу используют и в наши дни.
Воздушная перспектива – вид перспективы, при котором чем дальше находится предмет на картине, тем больше этот предмет теряет четкость. Воздушная перспектива не работает самостоятельно. Её всегда используют в комбинации с линейной перспективой. Основная цель такого вида перспективы — передать плановость, выделить центральное и второстепенное на картине.